Советы дефектолога

 

Учитель-дефектолог- Трусова Екатерина Юрьевна.

В настоящее время во многих учреждениях дошкольного образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи, группы интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Такой пункт и группа интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи есть и в нашем детском саду.

Целью работы пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждении дошкольного образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования в возрасте от 4 до 6 лет.

Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на:

 - коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико- фонематического недоразвития речи;

 - развитие связной речи;

- профилактику нарушений чтения и письма;

 - развитие оптико-пространственных представлений;

 - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

Дорогие родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО

Когда следует обратиться к дефектологу? В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.

         Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Ничто не может заменить тёплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребёнком. Если ребёнок этого лишён, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.

Для предупреждения тяжёлых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно-педагогическая помощь.

Раньше работу логопеда с ребёнком рекомендовали начинать с пятилетнего возраста. Современные исследования позволили сделать вывод о необходимости раннего логопедического воздействия на ребёнка. Родителям стоит обратиться к специалисту если:

  • В 12 месяцев ребёнок не понимает простой просьбы, дополняемой жестом; в его словаре нет 8 -10 слов.
  • В 18 месяцев малыш не использует в своей речи 15 -20 слов.
  • В 2 года словарный запас не составляет минимум 50 слов; предложения не состоят из двух слов. · В 2,5 года неправильно использует местоимения я, ты, мне; не повторяет две цифры в правильной последовательности, не имеет понятия «один».

К 3 годам не накопил словарный запас из 250 слов; не использует предложение из 3 слов, не овладел множественным числом существительных и глаголов; не называет своё имя, не понимает простых предлогов; не выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

Уважаемые родители! К школьному возрасту ребёнок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.

         Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к дефектологу, логопеду.

СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА НАЧНЕМ С ВАС:

         Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.

ГОВОРИТЕ ЧЕТКО:

Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая, неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как со взрослыми, не забывайте о выразительности речи.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ,

ЧИТАЙТЕ…

Короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополняет пассив и затем выдает их в активной речи.

ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ В РЕЧИ:

         Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений руки, пальцев руки. Моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет речи.

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ.

Если ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним не правильное произношение слова. Повторяйте слова правильно.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребенка.